ТЕМА УРОКА: «ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОЙ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ РОСИИ» Урок географии в 9 классе |
Цели: знакомство с понятием «природно-ресурсная основа»; выявить проблемы, связанные с размещением ресурсных баз по территории Росии и их последствиями; развивать умения и навыки работы с картами, таблицами, умение анализировать статистическую информацию, формулировать выводы.
ПЛАН а) природно-ресурсная основа экономики (3 мин); б) добывающая промышленность, ее состав (5 мин); в) факторы, формирующие структуру промышленности России (5 мин); г) проблемы в обеспеченности и использовании природных ресурсов (5 мин); д) обсуждение проблемы «Удалось ли сохранить природные богатства до наших дней?» (7 мин)
ХОД УРОКА Природно-ресурсная основа – это совокупность природных ресурсов территории, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом достижений научно-технического прогресса. Извлечение из недр природных ресурсов осуществляется добывающей промышленностью, представляющей собой совокупность отраслей, осуществляющих добычу разнообразного сырья. Структура добывающей промышленности:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Определите по картам атласа, где в России расположены территории с: а) развитой добычей животного и растительного сырья (южная часть Восточно-Европейской равнины, юг Приморья); б) районы с развитой горнодобывающей промышленностью (юг Европейской части, Западная и Восточная Сибирь, районы Приморья)
Рассказ учителя. Горнодобывающая промышленность сосредотачивает более 30% стоимости основных фондов в России (в США ее доля не превышает 5%, в Японии ещё меньше). Столь несовершенная структура российской промышленности сложилась под воздействием как объективных, так и субъективных факторов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Выпишите из учебника в тетрадь: В 1 – объективные факторы, В 2 – субъективные факторы. К объективным факторам относятся – технологическая отсталость промышленности и сельского хозяйства, а к субъективным – длительное использование России как региона, поставляющего сырье по низким ценам в Восточную Европу и Запад. Природные богатства нашей страны десятилетиями выкачивались из недр в основном для решения общесоюзных задач. Алмазы, нефть, газ, золото, руда, лес вывозились на экспорт, хотя сама Россия остро нуждается в них. Примером может служить разразившийся энергетический и топливный кризис в Приморье в 2000 г. Крупные сочетания ресурсов, имеющие общегосударственное значение и охватывающие обширные территории, называются ресурсными базами. На территории России их несколько: Северо-Сибирская, Южно-Сибирская, Северо-Европейская, Центральная, Урало-Поволжская, Приморская, Северо-Восточная.
РАБОТА С КОНТУРНЫМИ КАРТАМИ Учащиеся отмечают крупные ресурсные базы на контурных картах. Учитель. Основными проблемами использования ресурсов являются:
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Изучив материалы учебника, выделите, какие из ресурсных баз являются наибольшими загрязнителями окружающей среды и почему?
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ Природные богатства России принесли ей заслуженную мировую славу. В воспоминаниях, посещавших ее иностранных ученых, торговцев, дипломатов немало восхищенных строк, вызванных обилием рек, лесов, недр. Удалось ли сохранить эти богатства до наших дней? Все так же ли богата российская земля?
ЗАПИСЬ ВЫВОДА В ТЕТРАДЬ Россия и в наши дни обладает огромными запасами природных ресурсов, но ее недра разведаны не полностью. Использование богатств требует рационального подхода на основе применения новых технологий.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Выставление оценок, формулирование домашнего задания.
|
|
© olgagoncharenko2013 |