ТЕМА УРОКА: «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ»

 Урок географии в 6 классе

 

 

Цели: сформировать знания о географических координатах; формировать картографические умения; развивать у школьников умение анализировать новую информацию, выделять главное; раскрыть значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей.

 

Задачи: сформировать понятия «географическая широта», «географическая долгота»; сформировать умение определять географическую широту и долготу.

 

Оборудование: учебник, атлас, карта полушарий, физическая карта России, глобус, контурная карта.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Этапы урока:

  1. 1.      Проверка домашнего задания.
  2. 2.      Изучение нового материала.
  3. 3.      Закрепление пройденного материала.
  4. 4.      Рефлексия.
  5. 5.      Домашнее задание.

 

Ход урока

Изучение нового материала.

Изучение географических координат провожу по плану:

  1. 1.      Для чего необходимо определять географические координаты?
  2. 2.      Определение географической широты по карте и глобусу.
  3. 3.      Определение географической долготы по карте и глобусу.
  4. 4.      Тренировочные упражнения по определению географических координат.

 

В начале урока я создаю игровую ситуацию, предлагаю учащимся расшифровать записку: « Я, йыратс тарип сноБ, я увстсвуч дереп йомеунимен пеовс йоничнок яинезыгу итсевос, юащеваз иоес ащиворкос умот, ОТК тедйан утэ уксгтаз, далк тыраз ан евортсо, мещюеми ытанидроок 22° с.ш. и 65° з.д.» ( слова читаются с конца). Из записки ясно, что на каком тоострове зарыт клад, даны координаты этого острова. Необходимо выяснить, что такое координаты и как их определять. Учащиеся вспоминают, что такое экватор, параллели, нулевой меридиан.

С целью более прочного усвоения содержания изучаемого материала пользуюсь примерами из жизни. Авторы учебника используют для определения географического адреса игру – морской бой:

  1. 1.      Нахождение своего места по билету в кино, где указаны ряд и место.
  2. 2.      В игре в шахматы, шашки тоже необходимо знать адрес шахматных фигур.

Помога, учащимся определять географическую широту, используя рис. Учебника (стр.39). Опираясь на алгоритм «Шаг за шагом», школьники узнают, что существует северная и южная широта и записывают в тетради: с.ш., ю.ш.. Для того чтобы определить широту, необходимо вести отсчет от экватора на север или на юг. В тетради записывают: широта изменяется 0° до 90°, значение широты подписано на нулевом меридиане. Для отработки практических умений определяют широту Санкт-Петербурга, расположенного на ширине 60°, а затем Москвы. Чтобы учащиеся усвоили понятие «географическая широта» предлагаю выполнить следующие упражнения: подхожу к каждой парте и учащиеся карандашом на карте полушарий или на контурной карте  полушарий или на контурной карте показывают задаваемую точку (например, 20° с.ш.; 34° ю.ш.).

 

Таким же приемом пользуюсь при формировании понятия «географическая долгота». Рис. 40, (стр. 57 учебника) и алгоритм «Шаг за шагом» наглядно демонстрируют, как определяют географическую долготу. Затем с учащимися определяем географическую долготу Санкт-Петербурга и Москвы. Обращаю внимание, что долгота изменяется от 0° до 180° и подписывается на пересечении меридианов с экватором (учащиеся делают запись в тетради).

 

Практическая работа № 4. Определение по карте и глобусу географических координат, расстояний направлений.

Цель работы: формирование умений определять географические координаты, направление и расстояние по карте.

Оборудование: глобус, карта, прибор спутникового позиционированного, учебник.

Последовательность выполнение:

  1. 1.      Учащиеся, используя навигаторы с. 56 и 57 учебника, рисунки и рубрику «Шаг за шагом», вспоминают, как определить широту и долготу (стр.58-59).
  2. 2.      Выполнение заданий учащимися.

- определите географические координаты следующих пунктов:

 

Географический объект

 

Географические координаты

Широта

долгота

  1. 1.      г. Сидней

36° ю.ш.

150° в.д.

  1. 2.      вулкан Везувий

41° с.ш.

16° в.д.

  1. 3.      г. Сантьяго

34° ю.ш.

70° з.д.

  1. 4.      г. Владивосток

44° с.ш.

132° в.д.

  1. 5.      Свой населенный пункт

 

 

 

- определите названия пунктов:

60° с.ш. 30° в.д.; 66° с.ш. 70° в.д.; 36° с.ш. 6° з.д.; 34° ю.ш. 19° в.д.; 40° с.ш. 78° з.д.; 35° с.ш. 140°в.д.; 50° с.ш. 30° в.д.; 30° с.ш. 30° в.д.; 20° с.ш. 100° з.д.; 34° ю.ш. 20° в.д.; 0° ю.ш. 50° з.д.; 1° ю.ш. 52° з.д.; 10° с.ш. 80° з.д.; 30° с.ш. 90° з.д.; 53° ю.ш. 70° з.д.; 56° с.ш. 37° в.д.;

 

- по указанному объекту определите координаты: остров Мадагаскар, Суэцкий канал, г. Якутск.

- какой город расположен севернее других:

1. Магадан 60° с.ш. 150° в.д.;

2. Якутск 62° с.ш. 130° в.д.;

3. Мурманск 69° с.ш. 33 в.д.;

При наличии времени учащиеся выполняют задания 8, 9, 10 учебника (стр. 59).

 

На этапе закрепления повторяем основные понятия данной темы, алгоритм определения географических координат.

Для формирования познавательного интереса учащиеся выполняют следующие задания:

  1. 1.      Из курса истории, географии вспомните имена знаменитых пиратов. В каких широтах процветало пиратство? Где ещё могут быть зарыты клады?
  2. 2.      Сочините задание по определению географических координат.

       

             Домашнее задание: §10. Упр. 28-32 тренажера.

 

 

© olgagoncharenko2013

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz